PC Week: Российские сети Wi-Fi: сегодня и завтра

By Константин Анкилов 09.11.2017

За прошедший год Wi-Fi-сети в России получили дальнейшее развитие: число точек доступа в стране выросло почти до 100 тыс., а доходы операторов приблизились к 4 млрд. руб. Об этом говорилось на октябрьской конференции по беспроводным технологиям БЕСЕДА-20, организованной компанией CompTek.

Специалисты отметили, что ключевой тенденцией в области беспроводных сетей передачи данных, в первую очередь Wi-Fi, стало существенное расширение сферы их применения. Если раньше Wi-Fi, как правило, использовался лишь в офисах, отелях и ресторанах, то сегодня проекты реализуются во все новых и новых областях, охватывая объекты транспорта, стадионы, промышленные площадки и пр.

Развитие общественных Wi-Fi-сетей в 2017 г. проходило в рамках тех же трендов, что были характерны в предшествующем году. Согласно прогнозу «ТМТ Консалтинг», число точек доступа общего пользования (публичных хотспотов Wi-Fi) должно вырасти на 13% — с 85,5 тыс. в 2016 г. до 96,2 тыс. в 2017-м.

Динамика Wi-Fi-рынка по объему доходов заслуживает особого внимания, поскольку темпы монетизации услуг превышают темпы ввода в строй технической инфраструктуры. Так, за нынешний год доходы операторов должны вырасти на 23% с 2,97 до 3,64 млрд. руб.

«Рост рынка обеспечили крупные проекты на общественном транспорте, а также B2G-сегмент, — сказал Константин Анкилов, управляющий партнер „ТМТ Консалтинг“. — В ближайшее время ожидается рост за счет благоустройства городов, введения в действие объектов ЧМ-2018, например, в Москве будет потрачено 830 млн. руб. на развитие Wi-Fi-сети на улицах, в парках, музеях, вузах и домах культуры».

Что касается пользовательских сегментов, то структура рынка точек доступа в разрезе бизнес-секторов меняется следующим образом: в 2017 г. доля В2С ожидается на уровне 24%, В2В — 28% и B2G — 48%. Напомним, что в 2016 г. доли В2С и В2В составляли, соответственно, 28 и 29%, а уровень B2G — 43%. Таким образом доминирование госзаказа только возросло.

Структура того же рынка по доходам выглядит иначе. Здесь первенствует сектор В2В с долей 54%, далее идет B2G с 43% и B2C с 3% (в 2016-м доля В2С также составляла 3%, доля В2В — 39%, а сегмента B2G — 58%). Сегмент В2С остается крошечным, отметил Константин Анкилов, абоненты пока не готовы платить за Wi-Fi. А в В2В-сегменте значительную долю доходов операторам приносит реклама на транспорте.

Транспортный сегмент становится все более заметным в Wi-Fi-доступе. Так, в структуре парка по типу точек доступа транспортные хотспоты составляют 25%, уличные — 26% и хотспоты для помещений — 49%. Поскольку все три сегмента развиваются примерно одинаковыми темпами, то в ближайшие годы серьезных изменений в этой структуре не ожидается.

Теперь о данных «ТМТ Консалтинг» об основных участниках этого рынка. Крупнейшими игроками являются «большая четверка» плюс «ЭР-Телеком» и «МаксимаТелеком». По доходам впереди всех «МаксимаТелеком» (38%), которая внедрила Wi-Fi-сеть в московском метро и на столичном наземном транспорте. Далее следуют «ВымпелКом» (15%), «ЭР-Телеком» (14%), «МегаФон» (11%), «Ростелеком» (7%), МТС (6%) и прочие (9%).

По числу точек доступа в нынешнем году лидирует «ЭР-Телеком» (17%). Потом идут «ВымпелКом» (14%), «МаксимаТелеком» (12%), «МегаФон» (11%), «Ростелеком» (10%), МТС (10%). В прошлом году заметным явлением стала компания «Белугас Нетворкс» (C2Free Wi-Fi) с долей 24%, за ней следовали известные игроки: «ВымпелКом» (15%), «Ростелеком» (12%), «МегаФон» и МТС (по 11%), «МаксимаТелеком» (10%), «ЭР-Телеком» (9%). Определенные подвижки есть, но они все же невелики и относятся к двум-трем игрокам.

https://www.itweek.ru/mobile/article/detail.php?ID=198577