Профиль: Развод с разделом

By Константин Анкилов 01.12.2016

Раздел «Евросети», если он состоится, впишется в ситуацию, которая в последнее время складывается на рынке, считает управляющий партнер «ТМТ-Консалтинг» Константин Анкилов.
«Такая тенденция наблюдается еще со времен Евгения Чичваркина (бывший владелец «Евросети», в середине 2000-х гг. эмигрировавший из России из-за проблем с правосудием и продавший компанию бизнесмену Александру Мамуту). От независимого ритейла мы переходим к ритейлу зависимому. Из крупнейших игроков пока еще остаются только «Связной» и «Евросеть», это, конечно, странная ситуация, и понятно, что рано или поздно она должна разрешиться — отметил Анкилов в беседе с «Профилем». — От модели, когда операторы почти не имели своего ритейла (а это было всего несколько лет назад), мы пришли к тому, что большая часть продаж осуществляется в собственной торговой точке. И у всех лидеров рынка собственный ритейл исчисляется тысячами точек. Масштабы операторов с ритейлерами сопоставимы».

Опрошенные «Профилем» эксперты сходятся в том, что российские реалии вынуждают операторов сосредотачивать продажу телефонов в своих руках. «В той же Америке ты можешь купить айфон за три копейки, но обязан при этом два года сидеть на операторе и не сможешь его поменять. В этом случае оператору все равно, кто будет продавать телефон. У нас же покупатель остается независим от оператора. Поэтому операторы стараются продавать телефоны сами — они надеются продать устройства с 3G, 4G, чтобы абонент потом платил за интернет. Продажу устройств называют драйвером для продвижения услуг, в первую очередь, того же интернета. Плюс так они стараются привлечь к себе тех, кому нужен телефон», — говорит Анкилов.

Несмотря на то, что операторы мобильной связи стремятся навязать абонентам как можно больше услуг, зарабатывать на этом много у них не получается. Как, впрочем, и на продаже телефонов. «Получается замкнутый круг. В услугах сейчас стагнация или даже отрицательная динамика. Но и на устройствах операторы почти не зарабатывают. Это вообще низкомаржинальный бизнес», — говорит Константин Анкилов. Неоднозначная ситуация складывается и в отношениях операторов с ритейлерами. С одной стороны, операторы не заинтересованы в том, чтобы платить вознаграждение продавцам за привлечение новых абонентов. С другой, они все еще остаются зависимыми от ритейлеров и вынуждены с ними сотрудничать. «Отказаться одному оператору от ритейла означает, что ритейлер будет продавать других операторов, а ты будешь терять абонентскую базу и деньги. В этом все вынуждены участвовать. Раньше это было благом, сейчас уже и непонятно, благо это или нет», — заключает управляющий партнер «ТМТ-Консалтинг».

Выходом из ситуации он считает развитие сети салонов связи по франшизе от оператора. Так можно снизить затраты и не договариваться каждый раз с крупными ритейлерами о выгодных для них условиях. Возможно, это главный аргумент в пользу того, что операторы все же будут отказываться от сотрудничества с ритейлерами, считает Константин Анкилов: «Тенденция, мне кажется, все же такова».

http://www.profile.ru/economics/item/113185-evroset